Эра реактивной авиации

Разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор продемонстрировал высокий боевой потенциал авиа­носцев. На последующих этапах Второй мировой войны авианосцы эффективно применялись для решения широ­кого круга задач: эскортирования конвоев, обеспечения авиационной поддержки и нанесения ударов по кораблям и береговым объектам противника.

Вскоре после окончания Второй мировой войны в истории развития авианосных сил наступил новый период — эра реактивной авиации. Первые ре­активные самолеты корабельного базирования практически ничем не отличались от поршневых машин в вопросе посадки на палубу, но были зачастую меньше в размерах и из-за отсутствия в носовой части двигателя и воздушного винта имели лучший обзор для пилота. Кроме того, топливо для реактивных самолетов было более пожаровзрывобезопасным, но требовалось его намного больше. Впрочем, сам процесс посадки был более сложным и требовал от пилота большей внимательности.

Отличительной особенностью авианосцев реактивной эры стал стремительный рост их водоизме­щения и главных размерений, что было обусловлено необходимостью обеспечить большие размеры полетной палубы. Если во Вторую мировую войну авианосцы и их авиакрылья играли больше опера­тивно-тактическую роль, то в годы холодной войны на них возложили задачи уже стратегического масштаба — в том числе и по нанесению ударов с использованием ядерного оружия. Но для решения таких задач требовались новые самолеты — большей грузоподъ­емности, с большей скоростью и дальностью полета.

В ответ на запрос ВМС США компания «Lockheed» модерни­зировала 12 самолетов Neptune в вариант P2V-3C — носитель ядерного оружия. Самолет получил обслуживаемую одним оператором радиолокационную бомбар­дировочную прицельную систему, установленную в носовой части РЛС, топливные баки увеличенной емкости и мог нести одну авиабомбу Mk 1 «Little Воу» мощностью 14 кт и массой 4400 кг. С машины убрали почти все обтекатели, надфюзеляжные и носовые стрелковые установки и астрокуполы, но установили так называемые гидрощитки («hydro-flap»), чтобы обеспечить безопасность приводнения самолета.

Последний вариант был весьма вероятен — испытания, проводившиеся в испытательном центре на авиабазе ВМС США в Патуксент-Ривер, показали, что взлететь с палубы авианосца при помощи реактивных ускорителей P2V-3C сможет, а вот посадку совершить на корабль будет уже проблематично. Так что самолет рассматривался как «ядерный бомбардировщик в одну сторону», который надлежало сажать либо на сухопутный аэродром, либо на воду рядом с авианосцем, после чего его надлежало поднимать на палубу при помощи крана.

«Ядерные Нептуны» поступили на вооружение пяти эскадрилий, но в сентябре 1949 года им на смену пришел North American А]-1 Savage — большой и тяжелый самолет, потребовавший усиления полетной палубы, но зато способный без затруднений садиться на корабль. Кроме того, AJ-1 можно было размещать в подпалубном ангаре, a P2V-3C мог храниться только на верхней палубе. Впрочем, в ходе корейской войны авианосцы ВМС США, Великобритании и Австралии вновь решали тактические задачи.