Самые быстрые воздушные лайнеры: Ту-144

Слово «лайнер» произошло от английского слова line – «линия». Первоначально лайнером называлось крупное пассажирское судно, совершающее рейсы на линиях Европа – Америка по Атлантическому океану. В середине 60-х гг. 20 века с ними стали успешно конкурировать многоместные скоростные пассажирские самолеты. Итак, воздушный лайнер – тяжелый комфортабельный реактивный самолет, способный пересечь Атлантический океан, да еще в необычайно короткие сроки по сравнению  с остальными видами транспорта.

Ту-144

И вот в 60-х гг. появился самолет, который позволяет перелететь из Европы в Америку за  3 часа. Еще не так давно на это уходило 12 часов и более. Это самолет Ту-144, созданный в конструкторском бюро А. Н. Туполева. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер 31 декабря 1968 г. совершил свой первый полет и тем самым открыл эру сверхзвуковых пассажирских самолетов. А 12 ноября 1970 г. он развил скорость 2430 км/ч на высоте 17 км. На этой высоте при ярком свете солнца небо кажется черным, и на нем даже днем светятся звезды. Ту-144 имеет четыре турбореактивных двигателя, способных перенести из Москвы в Хабаровск 140 пассажиров за 3 ч 14 мин. Там самолет заправлялся и в тот же день приземлялся в Токио. Когда самолет Ту-144 взлетает, он похож на гигантскую устремленную в небо хищную птицу. Высокие стойки шасси – две главные под крыльями, а носовая позади кабины экипажа. Фонарь кабины в полете закрывается остроносым носком – «колпаком», и тогда самолет подобен стреле.

На взлете и посадке колпак отклоняется вниз, открывая лобовые стекла кабины пилотов для лучшего обзора, а в полете он же поднимется и своим острием раздвигает воздух, снижая сопротивление воздуха полету. Для облегчения взлета и посадки впереди фюзеляжа открываются убирающиеся в полете дополнительные небольшие передние крылышки. Их ласково называют длинными ушками. Багаж размещается в контейнерах багажных отсеков. Длина остроконечного фюзеляжа составляет 65,7 м, размах треугольного крыла – 28 м. как видите, длина самолета в два раза больше, чем его ширина. А вот площадь крыла сравнима с площадью дачного участка в пять соток – 507 м2. Чтобы самолет был надежным, все его системы управления и жизнеобеспечения четырехкратно дублированы. Выйдет из строя один механизм – останутся еще три системы.

Двигатели попарно размещены под крыльями в двух изолированных отсеках. Ту-144 продолжает сегодня летать как самолет-лаборатория, накапливая данные для создания сверхзвуковых пассажирских лайнеров в 21 веке.