Развитие истребителей

Советские разработки

Постоянное совершенствование МиГ-21 сделало из этого этапного самолета неплохой истребитель-бомбардировщик, и в 1960-е годы он стал основным советским фронтовым истребителем. ОКБ П. О. Сухого тем временем сосредоточилось на совершенствовании истребителя-бомбардировщика Су-7 и перехватчиков Су-9/11/15.

Благодаря крылу изменяемой стреловидности появились Су-17 и МиГ-23. Последний не повторил успеха МиГ-21, но с точки зрения многофункциональности — стал значительным шагом вперед, на его основе были созданы ударные варианты МиГ-23БН и МиГ-27.

Легкие истребители

В конце 1950-х годов «Northrop» разработала самолет, который не вписывался в общемировую тен­денцию роста размеров и массы аппарата при увеличении тяги силовой установки. Небольшой и легкий истребитель F-5 отличался простой конструкцией и оснащался двумя двигателями сравнительно малой тяги. Он обладал великолепной маневренностью, что позволяло использовать его в качестве истребителя, ударной машины и разведчика. ВВС США самолет почти не заинтересовал, но ВВС ряда стран сочли F-5 идеальным. Расходы на закупку и эксплуатацию были весьма невысокими, а сам самолет оказал большое влияние на облик истре­бителей следующего поколения.

Четвертое поколение

В 1960-е годы авиация широко применялась в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, в ходе которых выявился приоритет маневренности над скоростью — это оказало прямое влияние на идеологию истребителей 4-го поколения. Маневренность во многом определяется тяговооруженностью самолета — разработка новых двигателей в сочетании с достижениями аэродинамики позволила создать самолеты, теряющие на маневрировании ми­нимум энергии.

Первыми истребителями нового поколения в США стали F-14 Tomcat и F-15 Eagle, оба — большие, тяжелые, оснащенные мощными РЛС. Впрочем, их приоритетной задачей в то время было завоевание превосходства в воздухе. Однако в полной мере преимущества высокой тяговооруженности можно было реализовать лишь на небольшом самолете. В итоге «General Dynamics» (ныне «Lockheed Martin») создала по-настоящему революционный истребитель — F-16. В сравнении с F-15, да и со многими другими машинами, он выглядел карликом, но в воздухе это был сильнейший противник. Благодаря ЭДСУ, самолет обладал изменяемым в полете запасом статической устойчивости, что резко улучшило его маневренные качества. F-16 стал отличным истребителем и ударным самолетом, а наличие подвески специализированных контейнеров (с разведывательным оборудованием или аппаратурой целеуказания) сделало из него многофункциональный самолет, в плане универсальности не имевший равных в мире.

А затем появился McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, при разработке которого аэродинамика F-15 была реализована на новом уровне. На совершенно новых принципах было выполнено приборное оборудование кабины — на основе многофункциональных индикаторов, ставших обязательными для всех современных самолетов. Основные органы управления оружием и бортовыми системами разместили на ручке управления и РУДах — теперь летчик мог пилотировать самолет, не снимая рук с главных органов управления. Подобно F-16, уже в базовом варианте Hornet способен эффективно поражать воздушные и наземные цели.

Советский ответ

МиГ-29 и Су-27 спроектированы по близкой аэродинамической схеме, но меньший по размерам МиГ-29 является аналогом F-16, в то время как Су-27 создавался в противовес F-15. Хотя надо отметить, что в исходном варианте ни МиГ-29, ни Су-27 не являлись многофункциональными ком­плексами.

Главным же вкладом Европы в 4-е поколение стал Mirage 2000, на котором фирма «Dassault» удачно совместила ЭДСУ и дельтовидное крыло. Подобно советским истребителям МиГ-29 и Су-27, французский Mirage 2000 создавался как истребитель, но в процессе совершенствования превратился в многоцелевой самолет, отчасти благодаря конкуренции на внешнем рынке с F-16 и F/A-18.

На различного рода заводах для транспортировки тяжеловесных грузов применяется мостовой кран, в том числе и при изготовлении летательных аппаратов.