Устройства для отпугивания птиц в авиации |
25.04.13 17:26 |
Поэтому и такое противостояние будет постоянным, несмотря на то, что человечеством придуманы устройства для отпугивания птиц. Эффективны ли такие приборы, зависит от многих факторов: качества воспроизводимых сигналов, их разнообразия, периода трансляции и др. Причиной первых крушений летательных аппаратов, которые создали братья Райн, стали как раз птицы и были они зафиксированы в 1905 году. Трагический случай впервые был зафиксирован в 1912, когда американский пилот погиб после столкновения его самолета со стаей птиц. А самая массовая авиакатастрофа произошла в 1962 году. В ней погибли 62 пассажира из 72, находившихся на борту. Причина – попадание самолета при взлете в скопление скворцов, обитающих на близлежащем поле. Именно при наборе высоты или при посадке случается большинство аварий с участием птиц. Они очень часто обитают на аэродромных полях, находя там много пропитания, или свалках, которые зачастую, также как и аэропорты, находятся за пределами города. Кроме того, маршруты передвижения самолетов нередко пересекаются с путями миграции воздухоплавающих. Поэтому на многих аэродромах работают специально обученные люди и приборы для отпугивания птиц. Особенно эффективными считаются ультразвуковые, акустические и электронные устройства. Звуковые отпугиватели птиц воспроизводят звуки ястребов и орлов, которые они издают во время охоты, а также различные громкие бедствия, например сирену. Соответственно, у воробьев, скворцов, ворон срабатывает инстинкт самосохранения и они разлетаются. Недостаток этого метода – радиус действия не более 5 км. Более широким сектором действия обладают ультразвуковые отпугиватели птиц. Стоящие модели имеют радиус действия до 10-15 км и могут покрывать площадь до 200 кв.км. Ультразвук не слышит человек, следовательно сотрудники не испытывают дополнительных раздражающих шумов, которых и так достаточно на аэродроме. На некоторых аэродромах в небо перед полётом самолета запускают воздушные шары, на которые нанесены отпугивающие, по словам орнитологов, изображения. Птицы разлетаются, шары опускают на землю, и самолет может взлететь. Кроме того, перспективным направлением стало привлечение специально обученных собак и ястребов, которые охотятся на пернатых. Вообще в России в 2003 году для борьбы с этой проблемой была образована специальная отраслевая группа авиационной орнитологии. Они изучают поведение птиц и постоянно внедряют новые технологии для борьбы с ними. Несмотря на это, случаи столкновения железных птиц и живых исключить нельзя. Нередко это происходит уже на высоте (в 5% случаях). Обычная встреча с двухкилограммовой птицей в воздухе может иметь очень неприятные последствия. Сила удара будет сравнима с ударом пушки калибром 5 см. Кроме того, они могут попасть в водозаборные отверстия, двигатель или отверстия шасси и вызвать достаточно неприятные последствия. От этого не застраховано ни одно судно и человек в этом случае бессилен. |