Ил-2 в бою
05.05.11 08:45

По мере увеличения численности штурмовиков в советских ВВС и накопле­ния ими боевого опыта росла и резуль­тативность их действий. Если в 1941­-1942 годах Илы работали в основном мелкими группами от двух-трех до девяти-десяти самолетов, а иногда и отдельными машинами, то в 1943-1945 годах на задания нередко отправлялись целые полки, насчитывавшие по несколько десятков «летающих танков».

Этим обеспечивалось гарантированное уничтожение целей и успешное подавление зенитных средств. На немцев такие массированные удары производили ошеломляющее впечатление. Становясь в круг над целью, Илы раз за разом пикировали на нее, сначала сбрасывая бомбы, потом запуская ракеты, а потом щедро «до­бавляя» из пушек, пока скопления вра­жеских танков, артиллерийских орудий и автомашин не превращались в груды искореженного горящего металла.

Сокрушительная ударная мощь круп­ных соединений Ил-2 в полной мере проявилась летом 1944 года в ходе операции «Багратион» по разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии.

Лесисто-болотистый характер этой местности не позволял немцам рассредоточивать свои войска, заставляя концентрировать их вдоль дорог, где они представляли собой отличную мишень для Илов. 27 июня в районе Бобруйска были окружены части 9-й армии Вермахта. Противник намеревался идти на прорыв, но эта попытка была сорвана советскими летчиками. 217 штурмовиков и 175 бомбардировщиков 16-й Воздушной армии, сменяя друг друга, более полутора часов «утюжили» немецкие войска, нанеся им огромные потери в живой силе и технике. Уцелевшие солдаты и офицеры были настолько подавлены, что вскоре прекратили сопротивление и сдались в плен.

Другая немецкая группировка попа­ла в окружение в районе Минска. О ее судьбе написал в донесении Верховно­му Главнокомандующему председатель Совнаркома Белоруссии П. К. Пономаренко: «На днях мы осмотрели крупный укрепленный лагерь немцев юго-восточнее Минска, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. В нем най­дено более 5000 трупов немецких сол­дат и офицеров, свыше 5000 сожжен­ных автомашин, большое количество оружия и боеприпасов. Лагерь представляет собой грандиозную картину побоища вражеской армии».

Таких же результатов добились штур­мовики 17-й Воздушной армии в Ясско-Кишиневской операции. Неудивительно, что гитлеровцы прозвали Ил-2 «Шварц тод», что в переводе означает «Черная смерть» или «Чума», а по воспоминаниям некоторых немецких солдат - ветеранов восточного фронта этот самолет имел у них и другую, не менее зловещую клич­ку «Фляйшер», то есть «Мясник». Среди немецких летчиков-истребителей штур­мовик Ильюшина носил прозвище - «Цементбомбер» или «Цементный бомбардировщик», присвоенное за то, что этот самолет с бронированным двигателем и кабиной было весьма нелегко сбить.

Основные потери двухместные Ил-2 несли не от истребителей, а от многочисленной зенитной артиллерии немцев, ведь от прямого попадания зенитного снаряда не спасала никакая броня. Но даже в этих случаях очень прочная и выносливая конструкция Ила нередко спасала жизни летчиков, позволяя «на честном слове и на одном крыле» дотянуть до своей территории и совершить посадку.

Отдельного упоминания заслужива­ют действия штурмовиков над морем. К середине 1943 года в составе совет­ского ВМФ насчитывалось 164 Ил-2, в том числе: 75 - на Черном море, 61 — на Балтике и 28 - в Заполярье. Они ата­ковали вражеские корабли в портах и в открытом море, а также поддерживали высадку десантов. Их боевая работа осложнялась тем, что запас топлива Ил-2 не позволял осуществлять длитель­ное патрулирование и поиск противника вдали от берега, поэтому многие боевые вылеты были безрезультатными. А если врага удавалось обнаружить, экипажам приходилось прорываться сквозь плот­ный зенитный огонь, поскольку немец­кие военные корабли и транспорты всег­да имели мощные средства ПВО. И без того высокий риск усугублялся тем, что Ил-2 не был приспособлен для вынуж­денной посадки на воду - из-за тяже­лого бронекорпуса он тонул менее чем за полминуты. Тем не менее экипажи Ил-2 отправили на дно немало враже­ских судов, хотя и ценой высоких потерь, которые порой достигали 30% за вылет.

Весной 1945-го рев моторов и гро­хот пушек Ил-2 раздавался над Веной, Белградом, Будапештом, Кенигсбергом и Берлином. «Летающие танки» кру­шили с неба последние очаги обороны противника, расчищая дорогу к победе советской пехоте. А три месяца спустя на Дальнем Востоке штурмовики 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий спо­собствовали молниеносному разгрому.

Для многих фашистов благодаря действиям легендарного штурмовика даже не потребовалось организация похорон, так как их одним ударом стирало с лица земли. Кстати, венки и гробы можно заказать по адресу: www.ritualluks.ru.