Самолет, вертикально взлетающий и садящийся
13.10.10 20:23

Есть самолет, у которого и обычный турбореактивный двигатель, называемый маршевым, и дополнительный реактивный двигатель – подъемный. Если тяга подъемного двигателя будет больше, чем сила притяжения самолета к земле, то самолет взлетит. Оказавшись в воздухе, самолет продолжая подниматься вверх, начнет двигаться горизонтально, и когда скорость горизонтального полета будет уже достаточной, чтобы крылья несли самолет, летчик выключит подъемный двигатель. Самолет летит на задание, возвращается и садится, когда летчик включает подъемный двигатель.

Данные, полученные на испытаниях «Турболета», легли в основу проектирования самолетов вертикального взлета и посадки. В конструкторском бюро А. С. Яковлева был построен дозвуковой самолет вертикального взлета и посадки Як-38, а затем первый в мире сверхзвуковой – Як-141. Як-38 летает со скоростью, близкой к скорости звука – 1800 км/ч и летит на дальность 2100 км.

Опытный образец сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 совершил первый полет в марте 1989 г. самолет предназначен для перехвата воздушной цели и ведения ближнего маневренного боя. Он может также наносить удары по наземным и надводным целям. Чтобы его можно было размещать на авианесущих крейсерах, крыло самолета сделано складывающимся.

Летчик управляет самолетом или сам, или передает управление автоматике от взлета до посадки. У самолета есть автоматическая система спасения пилота. Она сама катапультирует пилота, если возникает чрезвычайная ситуация. Як-141 имеет пушку и шесть мест подвески на крыле для бомб и ракет.

Другой способ уменьшить длину разбега и пробега самолета разработали в конструкторском бюро Антонова. Там создали самолет короткого взлета и   посадки АН-72. Конструкторы сделали подвижной заднюю кромку крыла в виде малого крылышка, и на взлете она отодвигается назад, чтобы образовалась щель. Воздух, сбегая с крыла, поворачивает вниз, и это увеличивает подъемную силу крыла. Такая подвижная кромка называется «закрылок». Увеличение подъемной силы сокращает длину разбега на взлете и длину пробега на посадке.

Винтокрыл

Очень интересную машину сделали в конструкторском бюро Н. И. Камова. Ее назвали «винтокрыл» и присвоили марку Ка-22. У винтокрыла два газотурбинных двигателя. Они укреплены на концах крыла. Над крылом и двигателем закреплены редукторы для привода несущих винтов диаметром 22,5 м и два несущих четырехлопастных воздушных винта диаметром 5,7 м. таким образом, винтокрыл Ка-22 представляет собой вертолет с поперечным расположением несущих винтов и самолет, который может вертикально взлетать и садиться. В 1962 г. на Ка-22 было установлено восемь мировых рекордов в классе комбинированных летательных аппаратов.