Многоцелевые истребители |
04.07.11 11:54 |
В 1950-е годы в ВВС ведущих авиационных стран мира доминировали узкоспециализированные самолеты — дневные и ночные истребители, перехватчики и истребители-бомбардировщики. Прогресс в области авионики и систем вооружения позволил в 1960-е годы расширить область боевого применения истребителей, а в 1990-е годы они превратились в многоцелевые авиационные комплексы. Развитие науки и техники, прежде всего аналоговых бортовых вычислительных машин, привело к разработке в конце 1950-х — начале 1960-х годов истребителей 3-го поколения, которые существенно превосходили своих предшественников в маневренности и боевой эффективности. Более сложное БРЭО снизило нагрузку на летчика, за счет чего истребители можно было использовать и для нанесения ударов по наземным целям. Одной из приоритетных задач истребителей осталась и разведка. «Звездой» истребителей 3-го поколения на Западе считают McDonnell Douglas F-4 Phantom II, создававшийся как истребитель для авиации ВМС США, но со временем ставший по-настоящему многофункциональной боевой машиной, способной эффективно работать но воздушным и наземным целям (хотя маневренность в ближнем бою все-таки оставляла желать лучшего). Благодаря значительной массе боевой нагрузки F-4 стал ведущим западным истребителем-бомбардировщиком 1960—1970-х годов. В те годы самолеты, подобные Phantom II и обладавшие способностью применять обычные и ядерные бомбы, а также управляемое оружие класса «воздух—поверхность» полностью вытеснили фронтовые бомбардировщики из ВВС большинства стран мира. Многоцелевые европейские самолетыНесмотря на огромные военные бюджеты периода холодной войны, растущая стоимость боевых самолетов вызывала озабоченность у руководства многих стран мира, в том числе и в Европе. Многофункциональность позволяла строить ВВС на основе одного базового типа, что позволяло экономить финансы при разработке самолета и при его эксплуатации. Специально для Европы фирма «Lockheed» разработала F-104G Starfighter, в большом количестве поступивший на вооружение ВВС ряда стран. Ранние варианты F-104 не снискали славы в качестве истребителей, но F-104G с РЛС NASARR обладал большими возможностями, был проще других истребителей-бомбардировщиков и подходил для борьбы с воздушными и надводными целями и ведения разведки. Создавались в Европе и собственные многоцелевые самолеты. Так, в Швеции концерн «Saab» спроектировал многоцелевой Flygplan 37 (Viggen), который считается первой в мире универсальной платформой, на основе которой велось строительство ВВС целого государства. Однако Viggen в базовом варианте не мог выполнять широкий круг задач с одинаково высокой эффективностью — пришлось разрабатывать специализированные варианты (ударный, противокорабельный, разведчик, истребитель). То же самое можно сказать и о других европейских самолетах. Dassault Mirage F1 строился в модификациях истребителя и разведчика (на экспорт поставлялись истребители-бомбардировщики), а созданный международным консорциумом Panavia Tornado был оптимизирован для нанесения ядерных ударов с предельно малых высот, хотя со временем появились варианты разведчика и противокорабельного самолета (впоследствии был создан и перехватчик). В это же время стала популярной гимнастика для беременных женщин, мужья которых отправились летчиками на боевые задания. |