МиГ-23Б
27.09.11 11:47

В 1969 году в ОКБ начали разра­ботку аванпроекта простого мас­сового ударного самолета. Вместо проектирования новой машины, исходя из экономических соображений, было решено сделать вариант МиГ-23С. Новый самолет получил внутренне обозначение «изделие 32», а в ВВС, учитывая сложности с обоснованием не­обходимости разработки нового самолета, сохранили исходное обо­значение МиГ-23.

МиГ-23 проектировался как многоцелевой фронтовой истребитель с прочным планером, усиленным шасси, двигателем большой тяги и крылом изменяемой в полете стреловидности. МиГ-23 создавался с учетом возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов. Этот самолет вполне подходил для создания на его основе специализированного истребителя-бомбардировщика. МиГ-23Б («изделие 32.24») фактически стал вариантом МиГ-23С с новой носовой оконечностью фюзеляжа, которая обеспечила летчику отличный обзор вниз и вперед.

В укороченной хвостовой части фюзеляжа установили двигатель АЛ-21Ф-3 тягой 112,78 кН. Первые МиГ-27 получили крыло «тип 1». В состав БРЭО включили ПрНК-23С «Сокол». На бортах фюзеляжа в районе кабины установили накладную броню. Топливные баки оснастили системой заполнения инертным газом. В наплывах крыла были смонтированы аппаратура подсветки цели для управляемых ракет и телевизионная камера.

МиГ-23БН

Всего построили лишь 24 МиГ-23Б, после чего в серию пошел улучшенный МиГ-23БН («изделие 32.23») с ПрНК «Сокол-23Н» и вариантом двигателя ОКБ С. К. Туманского Р-29Б-300 пониженной тяги. В отличие от МиГ-23Б на МиГ-23БН ставилось крыло «тип 3» с характерным «зубом» на передней кромке. По бортам хвостовой части фюзеляжа появилось по одному дополнительному пилону для подвески бомб. Следующий вариант МиГ-23БК внешне ничем не отличался от МиГ-23БН.

В эксплуатации МиГ-23Б/БН по­казали себя как не очень надежные самолеты. Требовалось серьезно доработать БРЭО. В итоге был создан МиГ-23БК («изделие 32.26») — последний в семействе МиГ-23Б. На «БК» стояли ПрНК и лазерный дальномер, близкие по возможностям к аппаратуре МиГ-27К, что и отражает буква «К» («Кайра») в обозначении.

Фактически все три варианта обычно именовались МиГ-23БН, не выделяя «Б» и «БК». К примеру, многие экспортные самолеты обозначались МиГ-23БН, хотя являлись модификацией МиГ-23БК. Причем это проходило даже по документации: к примеру — МиГ-23БК ВВС ГДР в документах проходят как МиГ-23БН. Самолеты ВВС Болгарии, ЧССР, Индии и Ирака внешне друг от друга не отличались, но в Ираке на часть машин установили штанги систем дозаправки в воздухе.