Легкий многоцелевой истребитель Tejas (Индия) |
17.06.11 20:40 |
Приобретя в лице Пакистана и Китая потенциально опасных противников, Индия приняла решение о создании собственных многочисленных и эффективных военно-воздушных сил. После поражения в столкновениях с китайской армией в 1962 году индийские ВВС (IAF) попали в практически полную зависимость от поставок боевых самолетов из СССР, а позже России. До начала 1980-х лучшим из поставляемых СССР самолетов был МиГ-21 Fish-beck. Однако к этому времени он устарел, и, наблюдая за модернизацией ВВС Пакистана и Китая, Индия решила также модернизировать свои ВВС, планируя начать этот процесс с получения нового боевого самолета, пришедшего на смену МиГ-21. Параллельно предполагалось приступить к созданию собственного боевого самолета, чтобы сократить отток валюта из страны и гарантировать себе независимость от СССР, который вступил в период политической и экономической нестабильности. В июне 1984 года в Бангалоре было создано Агентство по разработке авиационной техники (ADA), приступившее к работе над проектом индийского легкого истребителя. В ADA вошли представители Индийского центра исследования газовых турбин и компании Hindustan Aeronautics Ltd, которые занялись созданием отечественного авиационного двигателя (турбовентиляторный двигатель GTX-35VS Kaveri был спроектирован при участии французской компании SNECMA). Законченные в 1985 году технико-экономические обоснования стали первым шагом к созданию легкого боевого самолета, нацеленного, в первую очередь, на обеспечение превосходства в воздухе, и лишь во вторую очередь для поддержки своих наземных сил и затруднения наземных действий противника. В качестве консультанта была привлечена французская авиастроительная фирма Dassault, после чего работа над проектом вступила в заключительную стадию, продолжавшуюся с весны 1987 до конца 1988 года. К началу 1990 года был закончен основной проект, и стало ясно, что IAF предлагается одноместный всепогодный многоцелевой самолет с дельтовидным крылом и одним турбовентиляторным двигателем с системой форсажа. Были оптимизированы основные характеристики самолета, такие, как маневренность, набор скорости и высоты, аэродинамические показатели. Новый самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем МиГ-21. В разработанном самолете все органы управления крыла изначально должны были приводиться в движение с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системой управления созданной ADA совместно с фирмой Lockheed Martin Electronics, Однако в 1998 году, после проведения Индией ядерных испытаний, США наложили эмбарго на поставку технологий, и Lockheed Martin вышел из проекта. Индия приступила к созданию собственной системы дистанционного управления, что, несомненно, замедлило выполнение программы. Кабина истребителя оборудована рычагами ручного управления и дисплеями, с помощью которых летчик управляет системами самолета. Эта авионика интегрирована с другими узлами, такими, как инерционная навигационная система через центральный компьютер и три информационных канала. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает в себя многопрофильный импульсно-доплеровский радар и передний инфракрасный радар. Создание собственных радаров также застопорилось, и потому в марте 1995 года Индии пришлось прибегнуть к помощи израильской фирмы по производству радаров. Но и после этого до конца 2006 года радар оставался головной болью конструкторов. Тогда к проекту присоединилась еще одна израильская фирма, Elta, предложившая взять за основу совместной разработки свой радар EL/M-2052. |