И-16 тип 10 |
19.05.11 07:10 |
Бои в Испании и Китае показали, что двух пулеметов «пятерки» недостаточно, чтобы успешно бороться с крупными, хорошо защищенными двухмоторными и трехмоторными бомбардировщиками. Поэтому в 1938 году была создана модификация с усиленным вооружением. Два дополнительных синхронных пулемета ШКАС с боекомплектом по 650 патронов на ствол установили в фюзеляже над двигателем под выступающими обтекателями. Другим воплощением боевого опыта стала установка бронеспинки сиденья, защищавшей летчика от пуль винтовочного калибра и крупнокалиберных пуль на излете. Кроме того, многие пилоты жаловались, что узкий и тесный фонарь кабины сильно ограничивал обзор и сковывал движения, из-за чего в полете его обычно не закрывали. Поэтому на 10-й модификации решили отказаться от сдвижного фонаря, заменив его небольшим неподвижным козырьком перед кабиной. Одновременно телескопический прицел ОП-1 заменили на коллиматорный ПАК-1, гораздо более удобный в применении. Не менее серьезным изменениям, чем вооружение и кабина, подвергся планер и силовая установка машины. Крыло сделали значительно более прочным путем уменьшения шага нервюр и увеличения площади дюралевой обшивки. Механизм синхронного опускания элеронов убрали, а под фюзеляжем и центропланом установили отклоняемые щитки, позволявшие снизить посадочную скорость. Наконец, мотор М-25 А мощностью 730 л.с. заменили на 750-сильный М-25 В и поставили новый маслора-диатор, а для его охлаждения в нижней части лобовой панели капота сделали небольшой воздухозаборник. Изменения привели к значительному увеличению массы и некоторому ухудшению аэродинамики. Поэтому, несмотря на рост мощности двигателя, летные данные машины практически не улучшились, однако ее боевой потенциал заметно возрос. Некоторое время тип 10 выпускался параллельно с «пятеркой», но к весне 1939 года полностью заменил ее на сборочном конвейере горьковского авиазавода. Всего построено 934 машины этой модификации. Они участвовали в тех же войнах, и вооруженных конфликтах, что и тип 5. |