История создания МиГ-31 |
20.04.11 18:03 |
СССР являлся единственной страной в мире, вооруженные силы которой имели особый род войск - истребительную авиацию ПВО. Долгое время ИА ПВО развивалась согласно давнему авиационному лозунгу - «Дальше, выше, быстрее». Все три составляющие лозунга в одном самолете совместить не удавалось. «Дальше» - это Ту-128, а вот «выше и быстрее» - уже МиГ-25. Желание военных получить самолет, совмещавший в себе лучшие качества Ту-128 и МиГ-25, выглядело вполне обоснованным. Первые работы по перспективному тяжелому перехватчику с большой продолжительностью и скоростью полета, способному поражать цели во всем диапазоне рабочих высот полета, начались в ОКБ Микояна в середине 1960-х годов. За основу будущего самолета взяли МиГ-25. Будущий перехватчик, согласно техническому заданию, должен был обладать гораздо большей продолжительностью полета и еще большей скоростью. Но на том уровне развития техники создать двигатель огромной тяги, необходимой для достижения скорости порядка М=3, было невозможно. Поэтому требования по скорости оставили на уровне МиГ-25. Между тем МиГ-25 по своим скоростным качествам официально уступал только одному самолету в истории авиации - американскому разведчику SR-71. Перспективный перехватчик получил обозначение Е-155МП. Работы велись в нескольких направлениях, хотя в основе всех проектов лежала конструкция самолета МиГ-25, но перехватчик изначально проектировался двухместным - с экипажем из летчика и штурмана-оператора. Полномасштабное проектирование перехватчика Е-155МП («изделие 83») началось в 1972 году под руководством генерального конструктора Р.А.Белякова. В разработку самолета огромный вклад внесли Г.Е.Лозино-Лозинский, К.К. Васильченко, В.А.Архипов, А.А.Белосвет. Два прототипа Е-155МП были изготовлены на опытно-экспериментальном заводе ОКБ им. А.И. Микояна. Первым поднял в воздух первый прототип (борт «831») 16 сентября 1975 года старший летчик-испытатель А.В.Федотов. В мае 1976 года с аэродрома ЛИИ в Жуковском под управлением летчика-испытателя П.М. Остапенко поднялся в небо второй прототип. 4 апреля 1984 года в ходе летных испытаний на прототипе с бортовым номером «201» разбились летчик-испытатель A. В. Федотов и штурман-испытатель B. C. Зайцев. Но испытания были продолжены летчиками-испытателями В.Е. Меницким, Б.А.Орловым и А.Г.Фастовецем. Программа Государственных испытаний официально была завершена осенью 1980 года. Авиационный комплекс МиГ-31 с РЛС «Заслон» принят на вооружение истребительной авиации ПВО страны (ИА ПВО) в 1981 году. |