История развития И-16 |
16.05.11 17:33 |
На рубеже третьего и четвертого десятилетий XX века мировая истребительная авиация вступила в «эпоху перемен». Юркие маневренные бипланы, которые господствовали в небе на протяжении 15 лет, начали уступать место скоростным монопланам. Преимущество в скорости позволяло истребителю овладеть инициативой, настигая и атакуя противника, а при необходимости - в любой момент выходить из боя. Одним из первых, кто понял значение скорости в воздушном бою и воплотил его в своем творении, был талантливый советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. В 1932 году он в инициативном порядке приступил к проектированию истребителя монопланной схемы. К маю 1933-го проект, обозначенный ЦКБ-1 2, обрел свои очертания. Это был самолет с коротким и округлым фюзеляжем, форму которого диктовал звездообразный двигатель воздушного охлаждения, и широким крылом, сопряженным с фюзеляжем с развитыми зализами. Проект содержал два поистине революционных новшества - закрытую прозрачным фонарем кабину и убирающиеся в полете основные стойки шасси, которые были применены на истребителе впервые в мире. За счет этих нововведений Поликарпов рассчитывал значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление машины и таким образом сделать ее самой быстрой из всех боевых самолетов. Расчет конструктора полностью оправдался. В середине 1933 года проектом заинтересовалось руководство ВВС и выделило финансирование, благодаря чему работа пошла гораздо быстрее. Уже в начале зимы первый опытный образец выкатили на аэродром московского авиазавода № 39, а 30 декабря тогда еще мало кому известный летчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял в воздух будущую легенду советской авиации. Заводские испытания прошли успешно. Несмотря на то, что на самолете стоял относительно слабый мотор М-22 (лицензионная копия французского мотора «Гном-Рон-Юпитер»), ЦКБ-1 2 развил неплохую скорость 359 км/ч. Второй экземпляр, названный ЦКБ-12 бис и оснащенный гораздо более мощным американским мотором «Райт-Циклон» (в СССР налаживался его серийный выпуск под обозначением М-25 А), достиг скорости 437 км/ч - недоступной в то время ни одному отечественному и зарубежному истребителю. Это был настоящий триумф. И хотя на государственных испытаниях выявился ряд недостатков - в частности, Чкалов отмечал неважный обзор из кабины, трудности с уборкой шасси и значительно усложнившееся в сравнении с привычными бипланами управление - их посчитали неизбежной платой за рекордные летные данные. В том же году самолет, получивший военное обозначение И-16, запустили в серию сразу на двух заводах - № 39 и № 21. Московский завод, выпустив всего 58 машин, уже в 1936 году перешел на выпуск иной продукции, и единственным производителем боевых модификаций И-16 остался 21-й завод в Горьком (ныне Нижний Новгород), наладивший трудоустройство рабочих и выпуск самолетов. До завершения серийного выпуска в 1941 году из его цехов вышло 8434 самолета И-16. В 1937 году к выпуску машины подключили построенный в Новосибирске авиазавод № 153, а в 1941 году - ростовский авиазавод № 458, переоборудованный из автозавода. Эти предприятия специализировались на постройке учебно-тренировочной модификации истребителя, обозначенной УТИ-4. Новосибирск выпустил 1301 такой самолет, а Ростов - 356. Источник: http://rabota.ua/ |