Одно из верных решений |
05.09.17 11:15 |
Технология деревянного самолетостроения отработана блестяще. Например, московский завод «Дуке» выпускает без особого напряжения до 60 самолетов в месяц. Кроме «Дукса», есть еще несколько таких же заводов, есть квалифицированные рабочие-деревообделочники, конструкторы, инженеры, ученые лесоводы, наконец, накоплен опыт, сложились традиции, велики и экономические преимущества. Что же предлагают взамен всего этого? Какой-то легкий металл, само название которого «дюраль» известно ограниченному кругу инженеров. Нет ни опыта, ни заводов для его выплавки и проката, ни специалистов — ничего. Только одно достоинство — новый металл по удельному весу приближается к дереву. Но это же не аргумент и вообще, позвольте, ведь аэропланы строятся и летают, что же вам нужно? Только теперь понятно, что Туполев дальновидно принял тогда одно из тех решений, способностью к которым природа его так щедро одарила. «Аэросани и глиссеры,— говорит он,— нужно строить из легких металлов». Расчет его был предельно прост — на безобидных санях и глиссерах отработаем технологию металлического самолетостроения. Набив шишки на лбу — а без них прогресс немыслим — обучимся сами, научим людей и создадим дееспособный коллектив. Когда и аэросани и глиссеры были всесторонне проверены, стало очевидно, что конструкции из дюралюминия жизнеспособны. Предубеждения медленно, но верно рассеивались, удавшийся опыт начинал приносить плоды. Рассчитывать на закупку дюралюминия за границей было нельзя. И. И. Сидорин, бывший по совместительству членом Комитета Военно-Воздушных Сил по авиаматериалам, выступил с предложением наладить производство дюраля у себя в стране. Высший Совет Народного Хозяйства и Военно-Воздушные Силы его поддержали, и в 1922 году на заводе в городе Кольчугино Владимирской губернии по заданию Главцветмета ВСНХ начались опытные плавки. В августе были получены первые слитки, а в октябре и прокат. Не нужно думать, что освоение нового металла шло в Кольчугине гладко. Нет, десятки плавок оказывались неудачными, словно немецкий металл не хотел даваться в русские руки. Вынутые из изложниц слитки выглядели вполне импозантно. Но стоило прокатать лист или профиль, как оказывалось, что металл неоднороден, появлялись трещины и другие дефекты. Следует отдать должное упорству Сидорина и его помощников — Буталова, Музалевского и Бабаджана. Комбинируя процентным содержанием компонентов и введя в смесь никель, они добились своего. Свой, русский кольчугалюминий пошел! Казалось, что путь к металлическому самолетостроению открыт, но сторонники дерева еще не сложили оружия. Развернулась длительная техническая дискуссия. В наиболее авторитетных специальных учреждениях — ВСНХ, Госпромцветмете и клубе инженеров на Мясницкой улице — шли страстные споры. Сопротивление сторонников дерева было весьма упорным, и порой казалось, что они возьмут верх. Чаша весов склонялась то в ту, то в другую сторону, но чаще в сторону дерева. По материалам фильма про игры на деньги. |