Хирург Антуан Луи |
02.03.11 11:40 |
Оба генерала Салтыковы посетили Париж в 1782 году в свите великого князя Павла, сына и преемника Екатерины. Мраморный бюст Ивана Петровича, подписанный и датированный 1783 годом, показывает его в придворном костюме, увешанном орденами, что не отвлекает внимания от его умного и чувственного лица с полузакрытыми глазами и полными губами. Это красивое и властное лицо, хотя и несколько тяжеловатое; в мраморе передано множество тончайших нюансов присущего ему выражения. Бюст Салтыкова - еще одна иллюстрация способности Гудона сочетать определенность деталей с почти неуловимым обобщением. Он много работал над проблемами военно-полевой хирургии, писал статьи по медицине для энциклопедии и составил словарь хирургических терминов. Он был также истинным изобретателем гильотины, задуманной им как гуманное орудие и казни. Его портрет, выполненный Гудоном в мраморе, подписанный и датированный: «Ноudon F. 1782», является еще одним в ряду выдающихся людей разных профессий, включающем де Миромениля, де Николе, де Комартена, Троншена, Неккера и Фултона. Просторная мантия академика, солидный профессиональный парик усиливают впечатление достоинства, авторитетности и компетентности. Гудон, по-видимому, питал особое пристрастие к этому типу портретов людей различных профессий и, работая в мраморе, щедро вкладывал в них всю свою техническую виртуозность. В определенном смысле они были его реакцией на парадные портреты XVII века. Чрезмерную барочную пышность портретов Куазевокса или Жирардона Гудон в этих портретах заменяет трезвостью, честностью и авторитетом разума и знания. |