Радиопоглощающее покрытие В-2
14.09.12 12:33

Ключевым компонентом малой заметности самолета является не только форма планера, но и спе­циальное радиопоглощающее покрытие, абсорбирующее энергию радиолокационного сигнала и распределяющее ее по всей поверхности планера. Нанесение такого покрытия является крайне сложной и трудоемкой операцией, а стойкость материала сильно зависит от погодно-климатических условий. 

В середине 1997 года ВВС США заявили, что эффективная эксплуатация В-2 возможна только на авиабазе Уайтмен из-за сложности поддержания радиопоглощающего покрытия в надлежащей кондиции. Поддерживать В-2 в полностью боеготовом состоянии оказалось сложнее, чем предполагалось. Совершенствование самого покрытия и способов его нанесения позволили снизить время подготовки для повторного боевого вылета, уменьшить эксплуатационные расходы и эксплуатировать самолеты с других авиабаз, не имеющих специальной инфраструктуры.

Управление отраженным сигналом

При разработке В-2 стоял тот же вопрос, что и при создании F-117 — как избежать пика отражения от «ватерлинии» — места стыка верхней и нижней частей планера. Инженеры «Lockheed» и «Northrop» установили, что отраженный сигнал можно контролировать, направив большую часть его энергии под строго определенным углом. Конструктивно грани возможно расположить так, чтобы пики отраженных сигналов группировались в нескольких направлениях. Когда РЛС облучает такие грани по нормали, отраженный сигнал будет большим, но такие моменты маловероятны и кратковременны, так как самолет постоянно перемещается относительно РЛС.

Оптимальное количество направлений, на которых фокусируется отраженный сигнал — четыре, отсюда оптимальная форма планера — ромб. Далее конструкторы разрешили проблему отражения сигнала от различных створок и лючков самолета, выполнив их края в виде прямоугольных зубцов, что способствует фокусировке отраженного сигнала в двух направлениях. В 1977 году на «Northrop» скомбинировали острые кромки и искривленные панели; результат данной концепции отлично виден на нижних поверхностях В-2. Комбинация искривленных бесшовных поверхностей с зубчатыми кромками характерна для В-2.

Хотите знать больше о современных бомбардировщиках и самолетостроении в общем? Выписывайте журналы про транспорт: Авиационно-космическая промышленность, Авиация и время, Авиапанорама и многие другие на www.akc.ru.