История бомбардировщиков Великой отечественной войны
09.10.10 07:58

Началась Великая Отечественная война. Фронт приблизился к Москве. В это время наши самолета начали смелые полеты на Берлин и военно-промыш­ленные объекты фашистской Германии. Самолеты Пе-8, производившие эти бомбардировки, летали на высоте 10—11 тыс. метров со скоростью 450 км/ч и имели максимальную дальность 4700 км. На такой высоте тогда не летал никто.

И поэтому Пе-8 были недосягаемы ни зенитной артиллерии, ни истребителям противника. Самолет Пе-8 имел на вооружении 4 бомбы по 1000 кг. При работе четы­рех поршневых двигателей он поднимался только до высоты 3500-4000 м, т. к. с подъемом на высоту давление воздушной атмосферы падает и моторам не хватает воздуха.

Вы знаете, что альпинистам при подъеме на горные вершины тоже не хватает воздуха. Так и поршневому мотору. Альпинисты, чтобы покорить Джомолунгму, пик в Гималаях высотой больше 8000 м, берут с собой запас кислорода. А самолет?

Авиаконструкторы А. Н. Туполев и В. М. Петялков придумали выход из этого положения. Они предложили поставить в фюзеляже бомбардировщика еще один, пятый поршневой двигатель, который вращал компрессор и наддувал воздух, и этим сжатым воздухом питал четыре двигателя на крыльях. Рассказывая о реактивных двигателях, мы упоминали, что компрессор сжи­мает воздух и повышает давление. Высотность основ­ных двигателей, питающихся сжатым воздухом, повышалась. Благодаря атому 35-тонный воздушный корабль своими максимальными летными данными на десятикилометровой высоте превосходил даже лучшие европейские истребители той поры. Высота, скорость и грузоподъемность Пе-8 были выше всех похвал.

На одном из этих самолетов летчик Э. Пусеп в мае 1942 г совершил беспримерный перелет через ряд фронтов с важной дипломатической миссией в Америку и благополучно вернулся. После войны Пе-8 приме­нялся в Арктике как транспортный самолет. Было построено 93 самолета.

Основным дальним бомбардировщиком Великой Отечественной войны был построенный в конст­рукторском бюро С. В. Ильюшина в 1936 г, ДБ-3. В 1939 г. он был улучшен и получил новое название Ил-4. Их построили много — 6784. Самолет  нес нор­мально 1т и в перегрузке 2,5 т бомб и был вооружен тремя пулеметами: стреляющими вперед, вверх, назад и вниз. Экипаж четыре человека: летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок.

Ил-4 использовался как торпедоносец. Самолет имел максимальную скорость 415-429 км/ч и максималь­ную дальность полета 3800-4200 км. Маневренность Ил-4 позволила выполнять на нем  высший пилотаж, в частности, «петлю Нестерова».