Форма самолета B-2 Spirit |
10.09.12 08:30 |
Форма В-2 стала результатом исследований «Northrop» в области снижения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), а для ее отработки и испытаний использовался тактический разведчик Tacit Blue. В результате появился летательный аппарат очень необычной формы. ЭПР обычного самолета, который с точки зрения отражения электромагнитного сигнала имеет произвольную форму, существенно меняется в зависимости от ракурса облучения самолета, но под каким бы ракурсом самолет не облучался, отраженный от него сигнал будет значителен. Причем сигнал РЛС отражается не только впрямую от самолета, но и переотражается от его элементов. Часть энергии сигнала РЛС поглощается обшивкой, но часть эта очень мала. Основным принципом технологий «стеле» является использование плоских поверхностей простейшей в плане формы. Если излучение падает на такую поверхность под прямым углом, то отраженный сигнал будет очень большим, но если облучение ведется под углом к плоской поверхности, то отражение в сторону излучателя (РЛС) минимально, часто — ниже порогового значения приемника. В идеале поверхность должна отражать сигнал только в двух направлениях. Чаще всего РЛС облучает самолет в сравнительно узком секторе, что делает возможным свести отраженный сигнал к минимуму. Данный принцип был положен в основу проектирования планера самолета Lockheed F-117, который имеет фасеточную форму. Однако у фасеточной формы есть существенный недостаток — отражение сигнала от граней плоских поверхностей. «Lockheed» не сумела математически смоделировать отражение излучения от граней планера самолета, поэтому пришлось покрывать радиопоглощающим материалом весь планер. Дальнейшие исследования сделали возможным реализацию на практике криволинейных поверхностей, которые отражают излучение лишь в двух направлениях. В этом случае обшивка самолета является единой поверхностью, параметры кривизны которой постоянны. Так появилась возможность избежать появления острых граней, «горячих точек» для отражения радиолокационного сигнала. |